Печальный опыт участника накопительно-ипотечной системы, купившего квартиру по военной ипотеке.
Дмитрий, уже бывший военнослужащий, обратившийся к юристам за консультацией, решил поделиться с действующими и потенциальными участниками НИС своим печальным опытом в реализации права на жилищное обеспечение.
«Я добровольный участник накопительно-ипотечной системы, писал рапорт на включение, и к 2013 году у меня на именном накопительном счете в Росвоенипотеке накопилась сумма 800 000 рублей.
В том же 2013 году купил квартиру в Санкт-Петербурге. На покупку квартиры использовал все средства с именного счета, ипотечный кредит в размере 2 350 000 рублей, дополнительно вкладывал свои средства, около 600 000 рублей. Военная ипотека рассчитана до 2028 года, именно тогда мне исполняется 45 лет.
В части сказали, что я могу получить допсредства из расчёта до 20-ти календарей, т.е. почти за 6 недослуженных лет, а это на сегодняшний день получается сумма примерно 1,56 млн. рублей. В банке остаток долга по военной ипотеке у меня 2 157 000,00 рублей!
Итак, что я имею. Государство за меня погасило ежемесячных платежей на миллион и первоначальный взнос 800 тыс. рублей – это накопления, которые я возвращать не буду, так как увольняюсь «с правом». Также от государства я получу 1 560 000 рублей допов. И…долг по ипотеке в размере 600 000 рублей! Который я, не работающий инвалид, должен буду погашать сам!
Находятся умники, которые говорят мне, что надо было думать, когда брал ипотеку, ты сам виноват. Когда я покупал квартиру, я понимал, что буду служить до «предела», из армии никуда не уйду, а когда в 2014 году дали «добро» на службу до 50-ти лет, понимал, что, скорее всего, останусь служить до полтинника. Мне нравилась служба, не смотря на все передряги, и я хотел служить. Да, конечно, доля моей вины есть, а именно в том, что я не оформил страховку жизни и здоровья при заключении кредитного договора, именно как заёмщик, а не военнослужащий, хотя сотрудники банка рекомендовали. Но тогда я не понимал, зачем она нужна, думал, как и основная масса военных, что это страховка просто выуживание денег. Кто из нас думает о том, что он завтра станет калекой? Никто!
Конечно, я получу страховку как военный, потому что приобрёл заболевание во время службы, и куда деваться, отправлю её на погашение ипотеки. Другого выхода нет. Иначе я останусь со своей семьёй на улице, потому, что эта квартира наше единственное жильё, другим обзавестись не успели.
Тут ещё с допами и страховкой военного проблемы. Выплаты не быстрые, в каждой инстанции сплошная бюрократия, то бумажка не та, то буква в бумажке не правильная или запятая не на том месте стоит. А кредит на меня оформлен, и я должен за него платить ежемесячно, чтобы банк в суд не пошел. Я сейчас не работаю, только оформляю пенсию, где, кстати, тоже не всё так гладко, живём на зарплату супруги, ипотеку помогают гасить родители, спасибо им».
Дмитрий обратился к юристам в состоянии паники, первые слова юристов воспринимались «в штыки». Осмысление ситуации приходило постепенно, в несколько этапов. Первыми осознавать сложившуюся ситуацию начали супруга Дмитрия, Ольга, и его отец, который также бывший военный. Именно отец Дмитрия, получив несколько консультаций юристов, стал вникать в суть накопительно-ипотечной системы, общался с банком, в котором у Дмитрия оформлена военная ипотека, с различными инстанциями, куда пришлось собирать не один пакет документов. Родные и близкие Дмитрия постепенно, без давления, доносили до него, что да, ситуация не из лучших, но нужно пытаться найти выход.
К сожалению, Дмитрий далеко не единственный участник НИС столкнувшийся с аналогичной ситуацией. Дмитрий, настаивал на опубликовании свой печальной истории именно для того, чтобы донести до военнослужащих всю серьёзность военной ипотеки и что покупка жилья по НИС должна быть осмысленной.
«Мало кто из ребят, оформляющих военную ипотеку, думает о том, что с ним может что-нибудь случиться. Кто-то планирует служить до 20-ки, кто-то «знает», что уйдёт на пенсию по предельному. Но на самом деле случиться может всё что угодно! И с долгами расплачиваться придётся самому!
Мне кажется, что по военной ипотеке страховку жизни и здоровья должны сделать обязательной, чтобы всех военных ипотечников страховали. Мы «рисковая» группа, на службе всё что угодно может произойти. Ведь в начале, когда военную ипотеку только начинали выдавать, банки так и делали, страховали всех военных по ипотеке, и правильно делали. Например, если бы я был застрахован по ипотеке, страховая бы полностью закрыла кредит, а я не метался в панике, а страховку военного нашел бы куда деть. А так все от страховки отказывались и я туда же, стадный инстинкт.
И ещё. Многие военнослужащие не понимают. Государство платит по военной ипотеке только пока участник системы служит. Перестал быть винтиком в «системе» – всё! Дальше твои проблемы. Никто не гарантирует, что допов хватит, чтобы закрыть ипотеку! Осознание и понимание этого приходит иногда слишком поздно. Я не призываю отказываться от военной ипотеки, нет. В принципе система хорошая, но в ней очень много непонятного для военных, далеких от экономики и финансов. Купить квартиру во время службы это мечта многих военных, особенно старослужащих. Только делать это надо с умом, не знаешь сам, посоветуйся с юристами, изучи опыт, положительный и негативный уже бывших участников НИС и тогда принимай решение».